Вопрос № 2704
Отвечает
Здравствуйте!
Спасибо за позитивную оценку моих ответов и за вопрос. Ваш вопрос требует "общего" ответа. Ниже приводятся несколько приемов, которые, надеюсь, помогут Вам научиться выходить из подобных ситуаций. Э. Эриксон выделил 8 стадий (или периодов) развития человека. Каждому этапу соответствуют определенные вопросы, которые он должен решить, другими словами актуализируется какая-то проблема и, если человек смог найти свой "правильный" ответ, выход, то он переходит к следующему периоду и легче его решает. Ваш вопрос относится к 6 стадии, условно она датируется 21-25 годами жизни. Человек учится делать выбор и принимать за него ответственность. I. Я предлагаю Вам попробовать технику, опирающуюся на анализ возможностей. Для этого нужно ответить на следующие вопросы: 1. Что случиться, если Вы сделаете выбор 1,2 или 3,4,5:n? 2. Что случится, если Вы не сделаете 1,2:n? 3. Чего не случится, если Вы сделаете выбор 1,2:n? 4. Какие преимущества несут в себе выборы 1,2:n? 5. Какие недостатки несут в себе выборы 1,2:n? (Лучше начертить таблицу, где в графах будут указаны преимущества, а в строках недостатки). 6. Ставит ли Ваш выбор Вас или других людей в неудобное положение? 7. Какие новые возможности даст выбор и: а) Какую потребность Вы реализуете, сделав 1 из выборов или "чего Вы хотите"? б) Как Вы узнаете, что эта потребность реализована (признаки)? в) Что мне нужно для того, чтобы достичь этого? г) Наши условия помогут в достижении? д) Что мне помешает сделать выбор 1,2,3:n? 8. Важно выделить главное и второстепенное, например, личная свобода, здоровье могут быть важнее обладания чем-либо, поэтому мы воздерживается от воровства. Представьте себе, что Вы просматриваете сразу 1год-5 лет-10 лет своей жизни. Какие ценности проходят "красной нитью", остаются непреходящими, а какие ситуативные. II. Попробуйте технику, основанную на чувствах. 1. Запишите гипотетические возможности (выборы, например, "стог N1", "стог N2", ?3), чтобы каждая занимала свое, отдельное место. 2. Возьмите стулья и на каждый стул положите по 1 листку с выбором и 1 - пустой. 3. Сядьте на 1-й стул и, представьте себе, что Вы сделали выборN1. (что Вы чувствуете? каковы Ваши действия, довольны ли Вы?) 4. Теперь вернитесь на "0" стул (без выбора). 5. Повторите 3,4 пункты с остальными выборами. 6. Сядьте на "0" стул и посмотрите на остальные. К какому из них Вы тяготеете? Под конец, мне бы хотелось предложить Вам один из принципов гештальтпсихологии: "Меньше анализируй, больше действуй" (т.е. пока Вы не сделаете выбор, Вы не сможете понять его). Иногда возникает ситуация аналогичная, описанная в анекдотическом случае с Сократом. Один человек спросил Сократа: "Скажи, жениться мне или нет?". "Как бы ты не поступил, ты все равно через некоторое время пожалеешь" - ответил Сократ. Помните, что раз Вы приняли это решение, в это время, в этом месте, значит, оно наиболее подходящее для Вас. И не нужно бояться ошибиться, ведь именно ошибаясь, Вы учитесь, растете, совершенствуетесь. Сделанный выбор - это точка Вашего роста, потому что Вы обрели опыт. Если выбор значим, то можете воспользоваться помощью психолога или психотерапевта, например, нашего Центра. Для этого необходимо предварительно записаться по телефону 52-49-47. С уважением, Ламтева Г.Л. |
Вопрос № 2966 ( Автор: неизвестен )
Темы: юридическая консультация
Вопрос № 3984 ( Автор: неизвестен )
Вопрос № 10080 ( Автор: неизвестен )
Темы: детская психология
Вопрос № 10243 ( Автор: неизвестен )
Вопрос № 12834 ( Автор: неизвестен )