Вопрос № 35016
Отвечает
|
У каждого специалиста свой профиль помощи - если у ребёнка нарушения связаны с органическим поражением мозга, нужна помощь невролога - и в плане наблюения, и в медикаментозном плане. Такое всегда бывает при, например, дизартрии - это специфическое нарушение речи, вызванное нарушением иннервации. То есть, когда по каким-то причинам сигналы из мозга доходят до артикуляционного аппарата искажёнными, и ребёнок физически не может правильно выговорить, у него возникают спазмы - и заикание. Тогда с ребёнком необходимо наблюдаться у невролога+занятия с логопедом-дефектологом, который умеет делать логопедический массаж. Без логомассажа дизартрия практически непреодолима.
Но бывает, что с позиции невролога ярких нарушений нет. Тогда речь идёт о привлечении логопеда + психолога. Говоря упрощённо, спазмы, выражающиеся в виде заикания, могут носить не органический характер, а быть обусловлеными психологическим и эмоциональным состоянием ребёнка. И тогда, скажем, успокоительные препараты временно снизят уровень заикания, но не решат проблему, а загонят её в глубь. И тогда, во-первых, заикание вернётся, а во-вторых, часто возникают различные психосоматические нарушения: аллергии, астматические проявления, вегето-сосудистая дистония, болив животе, расстройства сна и питания, запоры и т.п.
С чем будет работать психолог? Выясняется причина зажатости, гиперконтроля ребёнка. Например, у ребёнка может быть большое количество страхов, задавленная внутренняя тревога, эмоциональный дисбаланс и запрет (например, в семье не принято проявлять ярко эмоции) - и возникает логоневроз. Логоневроз - это научное название заикания. Как видите, уже в названии слово НЕВРОЗ. А, значит, тут много работы именно для психолога или психотерапевта.
Не забываем, что если ребёнок имеет сохранный интеллект, то в 4 годика он уже точно понимает, что с его речью что-то не то: взрослые волнуются, постоянно поправляют, детки в садике смеются и даже передразнивают. Тогда психолог помогает снять психологические барьеры, а логопед на этом фоне - преодолеть задержку развития речи, которая возникла. Немножко уточню: можно обратиться к детскому психологу, который имеет опыт работы с заиканием. Но более эффективно - к семейному психологу или психотерапевту.
Почему возникает необходимость работы с логопедом? Откуда возникают речевые нарушения, обусловленные заиканием?
Отмечено, что дети с заиканием стараются не говорить длинными фразами, избегают длинных слов, в которых возможны запинки. И тогда речь искажается, начинает не соответсвовать возрасту.
Логопед научит ребёнка правильно держать и брать дыхание, чтобы не было запинок. Часто помогает работа над тембром голоса, ведь отмечено, что заикание уменьшается при понижении тембра. Есть также специальные техники "песенной" работы, когда с ребёнком учатся говорить нараспев, правильно перехватывая дыхание, и это уменьшает заикание.
В отдельных (крайне редких) случаях приходится обращаться и к психиатру. Это касается случаев множественных и постоянно меняющихся страхов, а также фобий (то есть крайне сильных страхов), преодоления последствий крайне тяжёлых психотравм. В своей практике я сталкивалась с такими случаями только дважды: в одном случае логоневроз сопутствовал дебюту шизофрении, когда у ребёнка постоянно возникали страхи в связи с галюцинациями, а в другом - ребёнок перенёс тяжёлую психотравму (на его глазах дворовые собаки разорвали кошку). В этих случаях потребовалась работа психиатра + психотерапевта, и только после снятия остроты психо-эмоциональных проблем стало возможным подключение логопеда.
|
Вопрос № 286 ( Автор: неизвестен )
Темы: проблемы
Вопрос № 101 ( Автор: неизвестен )
Темы: проблемы
Вопрос № 132 ( Автор: неизвестен )
Темы: проблемы
Вопрос № 157 ( Автор: неизвестен )
Темы: проблемы
Вопрос № 454 ( Автор: неизвестен )
Темы: проблемы