Вопрос № 13323
Отвечает
Ваши вопросы очень интересные и сложные, требуют тщательного изучения возникшей ситуации. Однако, если учитывать только представленный общий текст вопроса, то можно дать следующие комментарии к изложенной ситуации.
Действительно, абз. 1 ст. 12 Патентного Закона РФ установлено, что 'Любое физическое или юридическое лицо, которое до даты приоритета изобретения, полезной модели, промышленного образца добросовестно использовало на территории Российской Федерации созданное независимо от его автора тождественное решение или сделало необходимые к этому приготовления, сохраняет право на дальнейшее его безвозмездное использование без расширения объема такого использования'.
Как указано в тексте вопроса, приготовление к использованию полезной модели не происходило независимо от автора, а именно 'г-да Иванов, бизнесмен Сидоров, пенсионер Пельменников', являющиеся авторами полезной модели участвовали как в разработке штампа, так и в его доработке при изготовлении на ООО 'ШТАМП'.
Другая норма, содержащаяся в абз. 1 ст. 12 Патентного Закона РФ говорит о том, что приготовления или использование должны происходить до даты приоритета, и право дальнейшего использования сохраняется именно за лицом, производившим такие приготовления или использование. Как следует из текста вопроса, ООО 'PS' такие приготовления до даты приоритета полезной модели не производило и штампы не использовало, и, таким образом, правом преждепользования не обладает.
Согласно п. 1 ст. 10 Патентного Закона РФ 'Порядок использования изобретения, полезной модели или промышленного образца, если патент на изобретение, полезную модель или промышленный образец принадлежит нескольким лицам, определяется договором между ними. При отсутствии такого договора каждый из патентообладателей может использовать запатентованные изобретение, полезную модель или промышленный образец по своему усмотрению, но не вправе предоставить лицензию или передать исключительное право (уступить патент) другому лицу без согласия остальных патентообладателей'. Исходя из этого, т.е. учитывая отсутствие в данной ситуации договора, каждый из патентообладателей, 'г-да Иванов, бизнесмен Сидоров, пенсионер Пельменников', как физические лица, вправе использовать запатентованную полезную модель по своему усмотрению, но не вправе предоставить лицензию или передать исключительное право (уступить патент) другому лицу без согласия остальных патентообладателей. В связи с чем, можно сделать вывод, что любое другое физическое или юридическое лицо, включая ООО 'PS', не вправе использовать запатентованную полезную модель.
При этом согласно п. 1 ст. 10 Патентного Закона РФ 'Патентообладателю принадлежит исключительное право на изобретение, полезную модель или промышленный образец. Никто не вправе использовать запатентованные изобретение, полезную модель или промышленный образец без разрешения патентообладателя, в том числе совершать следующие действия, за исключением случаев, если такие действия в соответствии с настоящим Законом не являются нарушением исключительного права патентообладателя:
ввоз на территорию Российской Федерации, изготовление, применение, предложение о продаже, продажу, иное введение в гражданский оборот или хранение для этих целей продукта, в котором использованы запатентованные изобретение, полезная модель, или изделия, в котором использован запатентованный промышленный образец:'.
Таким образом, каждый из патентообладателей, включая г-на Пельменникова, вправе запретить ООО "PS" использование полезной модели, патентообладателем которой он является.
Однако, согласно п. 2 ст. 10 Патентного Закона РФ 'Запатентованные изобретение или полезная модель признаются использованными в продукте или способе, если продукт содержит, а в способе использован каждый признак изобретения или полезной модели, приведенный в независимом пункте формулы изобретения или полезной модели, либо признак, эквивалентный ему и ставший известным в качестве такового в данной области техники до совершения действий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, в отношении продукта или способа'.
Из этого можно сделать вывод, что нарушением прав г-на Пельменникова, как и других патентообладателей полезной модели, будет факт присутствия в готовом объекте, в данном случае, штампе [можно предположить, что авторы вопроса некорректно указали название полезной модели, как 'КД штамп', так как патент (свидетельство) на полезную модель не может быть выдан на конструкторскую документацию, а выдается только на техническое решение, относящееся к устройству, например, штампу] каждого признака независимого пункта формулы полезной модели.
Только в этом случае, согласно действующего законодательства, будет иметь место факт нарушения исключительных прав г-на Пельменникова. Для установления факта использования полезной модели в конструкции штампа необходимо провести соответствующий сопоставительный анализ признаков независимого пункта формулы полезной модели и конструктивных признаков штампа. В случае, если конструкция штампа содержит все признаки независимого пункта формулы полезной модели, то имеет место нарушение исключительных прав патентообладателя, в частности, г-на Пельменникова. При этом согласно ст. 14 Патентного Закона РФ 'Патентообладатель вправе требовать:
прекращения нарушения патента;
возмещения лицом, виновным в нарушении патента, причиненных убытков в соответствии с гражданским законодательством;
публикации решения суда в целях защиты своей деловой репутации;
осуществления иных способов защиты прав в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации'.
И таким образом, требование г-на Пельменникова о выплате ему соответствующей компенсации за использование, принадлежащей ему полезной модели, не выходит за рамки действующего законодательства.
Однако, если речь идет, как указывают авторы вопроса, 'о вознаграждении', то подобное вознаграждение необходимо выплачивать в рамках лицензионного договора, заключенного между патентообладателем и лицом, использующим полезную модель. При этом заключение лицензионного договора, как указывалось выше, возможно только с согласия всех патентообладателей.
Кроме того, согласно, пп. 4 п. 1 ст. 29 Патентного Закона РФ 'Патент на изобретение, полезную модель или промышленный образец в течение всего срока его действия может быть признан недействительным полностью или частично в случае: ...
4) выдачи патента с указанием в нем в качестве автора или патентообладателя лица, не являющегося таковым в соответствии с настоящим Законом, или без указания в патенте в качестве автора или патентообладателя лица, являющегося таковым в соответствии с настоящим Законом'.
Исходя из текста вопроса, г-н Шварц, прямо названный авторами вопроса 'изобретателем', и принимавший активное творческое участие в разработке штампа, 'в авторах (полезной модели) указан не был'. Таким образом, имеются все предпосылки для аннулирования свидетельства (патента) на полезную модель по решению суда, в случае доказательства вышеуказанных обстоятельств.
Необходимо также отметить, что если авторы вопроса, считают действия г-на Пельменникова как 'недобросовестную конкуренцию и умышленный шантаж', то им необходимо обратиться за защитой своих прав в суд, либо в правоохранительные или контролирующие органы, поскольку подобные вопросы находятся не в компетенции патентного поверенного.
|
Вопрос № 417 ( Автор: неизвестен )
Темы: брак
Вопрос № 568 ( Автор: неизвестен )
Темы: брак
Вопрос № 926 ( Автор: неизвестен )
Темы: брак
Вопрос № 942 ( Автор: неизвестен )
Темы: брак
Вопрос № 987 ( Автор: неизвестен )
Темы: брак